четверг, 19 апреля 2012 г.

Stop racing on their blood.

Представьте себе, что вы лежите с температурой у себя дома, лечитесь и боретесь с гриппом (чего, естественно, я вам не желаю ни в коем случае). Среди медицинских показаний - лечение, тишина, спокойствие и здоровый сон. И тут вдруг в вашу квартиру врывается толпа людей с аудиоаппаратурой, текилой и попкорном и заявляет о том, что сегодня здесь, в вашей квартире, в вашей комнате будет зажигательная вечеринка. Навряд ли вас устроит такой расклад вещей. Вы, может быть, и любитель (или любительница) "позажигать", но у вас температура и вы в постели. Какое там зажигать. Но вам говорят - "с тобой всё в порядке, не придуривайся, вставай с постели и проведи время с нами!".

Послезавтра в Бахрейне состоится вечеринка Гран-При. Для того, чтобы понять, что такое Бахрейн сегодня, стоит посетить антиправительственные акции местной оппозиции. А местная оппозиция - это вам не "жулики и воры, пять минут на сборы", Удальцов и белые ленточки. Это коктейли Молотова, разбитые машины и сожжённые флаги.

Впрочем, и властная верхушка - это не выходцы из КГБ СССР. Бахрейн - абсолютная монархия, в которой балом правит король и властная суннитская верхушка, в то время как большинство населения - шииты. Для того, чтобы вы поняли, чем чреват такой расклад вещей, просто посмотрите сирийскую сводку новостей за последний год. Или почитайте политическую историю Ближнего Востока  последних лет пятидесяти. Впрочем, здесь даже важен не дискурс, а жесткость силовых методов, применяемых властями по отношению к оппозиционерам: сообщается о расправах над правозащитниками, арестах демонстрантов и саудовских военных в массовом количестве для наведения порядка.

Формальным поводом для начала новых беспорядков стала смерть 17-летнего демонстранта на одном из митингов. Однако силы локального сопротивления наглядно демонстрируют своё крайне негативное отношение непосредственно к проведения Гран-При. На днях сожгли флаг с изображением Берни Экклстоуна. Стены исписаны примерно вот так:

           
Буквально вчера рядом с машиной сотрудников Force India бросили коктейль Молотова. В Бахрейне не будет журналистов немецкого Sky, финского MTV3 и японсого Fuji TV. Сотрудница Williams, отказавшаяся лететь в Бахрейн, была уволена под страхом команды за то, что её примеру могут последовать остальные. Пилоты не берут с собой своих девушек по соображениям безопасности. По этим же соображениям бригады команд будут передвигаться буквально под конвоем. Им предписано не появляться на публике в командной символике. На фоне всего происходящего Берни Экклстоун заявляет, что обстановка в Бахрейне не внушает опасения.  

Знаете, это уже даже не вечеринка на дому у вирусного больного. Это пир во время чумы. Да, я согласен, что сами протесты как таковые не есть железобетонный повод по умолчанию отменять гонку: не в одном Бахрейне протестуют сейчас. Но когда всему пелетону приходится находиться в стрессовой обстановке под постоянным прикрытием людей с автоматами и под угрозой собственной безопасности в случае отсутствия рядом этих людей, болельщики ожидающие во что бы то ни стало увидеть гонку (как бы я ни понимал их сейчас) и даже Экклстоуна со своими интересами должны прислушаться к здравому смыслу. Каким бы ни была современная Формула серьёзным бизнесом, это всё-таки праздник. Праздник, который должен проходить в подобающей атмосфере. К сожалению, на повестке дня стоит вопрос не о том, кто победит, а о том, чтобы все вернулись обратно живыми и невредимыми.  
            

среда, 18 апреля 2012 г.

Уильямсом по воде.

Я очень не люблю, когда в Формуле 1 под завесой вежливости и политкорректности начинают вестись закулисные игры, но, как ни крути, они являются неотъемлемой частью оборотной стороны нынешних королевских гонок. Более того, мне очень неприятно смотреть на то, как на руководителей команд оказывается нелегитимное давление. Ещё более неприятно, когда это касается частной до мозга костей команды. Именитой частной команды, независимость в которой всегда стояла во главе угла и жертвой которой она чуть не стала. О Williams.

Думаю, не стоит говорить о том, какие трудные времена пережила (хочется верить, что об этом можно говорить уже в прошедшем времени) эта команда после ухода BMW. Тем не менее, BMW в Формуле 1 уже нет, в отличие от Williams. В связи с этим стоит выделить отдельной строкой личность Адама Парра. Этот человек состоял в высшем руководстве команды с 2006 года, познал вместе с ней все трудности, которых за эти шесть лет было у команды навалом. Тем не менее, широкой общественности этот высокий, статный и харизматичный мужчина запомнился своими конфронтациями с Берни Экклстоуном, в частности, по поводу обсуждения секс-скандала с Максом Мосли - поговаривали, что Парр едва ли не единственным из всех руководителей команд встал на защиту опального президента FIA. Так или иначе, Парр стал олицетворять собой принципиально иной образ руководителя - вольномыслящего и называющего вещи своими именами, что с нарочито доброжелательной формулой имени Экклстоуна шло, естественно, в разрез. Камнем же преткновения, по сообщениям неофициальных источников, стал Договор Согласия, вернее разности в суммах выплат между командой Willams с Парром во главе и командой Williams без него.

Выбран второй вариант. Таким образом, совершенно внезапно, был устранён, пожалуй, единственный стойкий элемент команды за последние несколько лет - грамотный и эффективный менеджмент. Опять же, не стоит персонифицировать все успехи команды в личности Парра, однако, при самом активном его участии в прошлом году началась глобальная реструктуризация команды - увольнение Сэма Майкла, привлечение аэродинамика Соммервилля, технического инженера Майка Кофлэна и операционного инженера Марка Гиллана, переход с прожорливых двигателей Cosworth  на "чемпионский" Renault, подписание Бруно Сенны с привлечением средств.

Важно подчеркнуть, что номинально занявший его Ник Роуз - фигура временная и техническая, и важными стратегическими вопросами он заниматься, точно не будет. И вот тут выходит на передний план другая фигура, которая заявляет о себе всё громче и громче. Это совладелец команды Тото Вольфф, ранее "державшийся в стороне". Ему сорок лет, он - бывший гонщик, правда, решивший, что будет более эффективным в области гоночного бизнеса. У него отличные отношения с Берни Экклстоуном.

Тем не менее, действия, предпринимаемые им, с точки зрения здравого смысла вызывают определённые вопросы. Зачем отдавать тест-пилоту Вальттери Боттасу, своему протеже, 15 практик сезона, лишая основного пилота Бруно Сенну возможности полноценно участвовать в подготовке болида к квалификации и гонке, когда молодого финна можно отправить на "доработку" в GP2? Это создаёт лишний прессинг и дискомфорт для Сенны и сомнительную целесообразность "покатушек" по пятницам для Боттаса. Зачем заниматься откровенным, простите, кумовством в чисто русских традициях и приглашать собственную жену (!) для работы на симуляторе? Во всех сериях, в которых она участвовала, успехов особых не добилась. Дальше-больше: в прессе муссируются слухи о том, кто вакантное место руководителя команды может занять Колин Коллес. Те, кто помнит историю с письмом по электронной почте от Сенны к Коллесу во времена HRT, поймёт, что это самый верный шаг к ухудшению микроклимата в команде. Кроме того, Коллес зарекомендовал себя как "кризисный менеджер" и имел обыкновение работать с записными аутсайдерами, цель которых сводилась к тому, чтобы в условиях скромного бюджета и сжатый сроков просто подготовить обе машины к старту. Очевидно, что во стабилизировавшемся Williams - как с финансовых, так и с технических позиций, Гиллану, Кофлэну и Соммервиллю Колин Коллес нужен, простите за грубость, как собаке пятая нога. Подлило, безусловно, масла в огонь недавнее неосторожное высказывание Вольффа на тему того, что, де-финиш обоими болидами в очках (подчёркиваю, для команды это было впервые с 2010 года) - это неплохо, но хотелось бы посмотреть, что бы на этой мащине сделал, например, Алонсо (привет Эрику Булье).

Однако, на неделе Вольфф выступил с заявлением о том, что место Парра он всё-таки занимать не собирается.
Хочется верить.



     

понедельник, 16 апреля 2012 г.

ГП Китая 2012.

Знаете, этот сезон мне нравится всё больше и больше: первые гонки этого года для меня лично такая ролевая модель той Формулы-1, которая захватывает, притягивает.
Ну да ладно. Отбросим лирику, больше по существу. 

Итак, Гран-При Китая. Третья гонка сезона и у нас третий победитель в сезоне. Победитель, который первый раз в жизни взобрался на вершину за все свои 111 стартов. Победитель, который стартовал на первых двух этапах не очень ярко. На машине, о которой нынче принято говорить не иначе как о нещадно пожирающей резину.  

Как бы то ни было, слагаемыми успеха Росберга на шанхайской трассе объективно стали не только удача и везение. Почему? Во-первых, трасса изобилует прямыми, на которых Mercedes впечатляет. Во-вторых, конфигурация трассы в большей степени влияет на расход передних шин, тогда как у "серебряных стрел" проблемы с задними. В-третьих, температура в Шанхае способствовала экономии резины значительнее, чем, будет это делать через неделю в Бахрейне. Таким образом, Росбергу хватило двух (!) питстопов для того, чтобы привезти Баттону двадцать секунд. Кстати, сетовать на тактические просчёты в McLaren тоже не совсем правильно, потому как у лидеров этого чемпионата были собственные задачи по продвижению вперёд не с самых, мягко говоря, высоких (для лидера в КК) позиций и борьбе с другими соперниками. Кстати, некоторым из соперников можно и нужно инкриминировать провалы в тактике. Я, естественно, о Lotus, оба болида которого за десять кругов были в пятёрке. В итоге, тот, кто возглавлял группу, впереди которой был только лидирующий Росберг, не попал даже в очковую зону, а второй еле-еле сохранил место в шестёрке, отбив атаки пилота команды, которая как раз с тактикой справилось здорово и в первый раз с 2010 года финишировал обоими болидами в очках. Я о Бруно, Пасторе и Williams. Претендуют на звание прогресса года: машина выглядит очень доработанной, быстрой и эффективной, и откровенно говоря, если бы не ошибки пилотов и сгоревший мотор Пастора в Малайзии, в зачёте были бы куда выше. Впрочем, отрадно, что пилоты допускают всё меньше ошибок, а дуэт Бруно+Пастор напоминает лучшие образцы тандема Шумахера-младшего и Монтойи. По крайней мере. в прошедшей гонке было именно так: Пастор опять показал свою неуступчивость, а Бруно, подтвердивший репутацию пилота, который ищет приключения на старте, находит их и успешно преодолевает, ехал осторожно и аккуратно - либо берёг резину, либо очередной стартовый инцидент так повлиял. Так или иначе, уверенная езда и тактически верные действия команды помогли набрать на неподходящей для неё трассе 10 очков. Кроме того, тактика помогла и другой команде, которая квалифицировалась совсем уж неприлично для себя. Про Red Bull, конечно. Опять же, преждевременно говорить о кризисе внутри команды, но уже очевидно, что Марк, который, кстати, признавался, что в этом году ему досталась более "классическая" конфигурация машины, что по его мнению, позитивный момент, навяжет двухкратному борьбу, как он это сделал на последних кругах в Китае. 

Ferrari... Очевидно, что в более привычных гоночных условиях вероятность закрепления малайзийского успеха равнялась чуть более, чем нулю, что, в общем-то и привело к закономерному результату. Ошибка в одном из поворотов отодвинула Фернандо на задворки очковой зоны, а что касается Массы, то в очковую зону бедолага (иначе и не назовёшь) не попал и в этот раз. Что касается анализа неудач Фелипе, то ему нужно посвятить отдельный разговор, ибо это начинает пахнуть глубочайшими проблемами в стане "красных", на руководстве которых эти самые проблемы, в первую очередь, и будут висеть. Что касается самого пилота... для почти-чемпиона 3.5-летней давности то, что происходит с ним сейчас, это даже не катастрофа. Это почти приговор. О других неудачниках гран-при. О Sauber. Неизвестно, что так повлияло на такой, прямо скажем, отвратительный старт Кобаяши со второго ряда - психологический прессинг или проблемы с настройками, но у Sauber как-то ну совсем не заладилось: стратегия экономии резины грамотно в этот раз не сработала, пилоты допускали ошибки, и против восемнадцати очков в прошлой гонке здесь всего лишь одно. 

Среди тех, кто остался с "баранкой" - Force India, Toro Rosso и три новые команды. Если с последними всё понятно, то первые пока претендуют на звание разочарования старта сезона. Начиналось всё с очень впечатляющих результатов в тестах, сейчас же машины индийской команды едут ощутимо слабее тех же Lotus и Williams. Впрочем, вспоминая прошлый год, можно ожидать вполне себе стахановских темпов доработки болидов. Toro Rosso, как команда истинно "детская", борется с болезнями исключительно "детскими" - как бы то ни было, за неё выступают дебютант вчерашний и дебютант сегодняшний, так что вердикт здесь один: вкатываться, вкатываться и ещё раз вкатываться. 

Однако про Caterham всё-таки стоит сказать, ибо от "зелёных" прогресса ждали, пожалуй, больше всего: самая ранняя презентация болида, мощный мотор Renault, KERS и коробка передач от Red Bull, сильный состав пилотов и Майк Гаскойн, который всем этим делом правит бал. К сожалению, реальность оказалась более суровой и остаётся с горечью констатировать тот факт, что всего вышеперечисленного пока мало для того, чтобы добиваться существенного прогресса. Достаточно скромный бюджет, отсутствие собственной аэродинамической трубы и меньшие возможности тестирования новинок сыграли свою роль и с позиций статистики команда остаётся там, где была все годы своего существования, а на текущий момент и вовсе уступает Marussia. Виталий осваивается в новой для себя команде, а Хейкки, похоже, начинает испытывать проблемы, схожие с его бывшим напарником Трулли в прошлом году: непослушным рулевым управлением. Впрочем, это не повод для отчаяния: в конце концов, даже недавняя история знает пример, скажем, резкого скачка Force India в 2009 году. Впрочем, вышеперечисленные проблемы ещё раз нам показывают насколько сложно сейчас создавать команду с нуля даже в условиях ограничения бюджетов. 

Ну а главным неудачником Гран-При стал напарник триумфатора Шумахер. Пока неясно, чья была именно вина в инциденте со сходом после пит-стопа - механиков или самого Михаэля, но отрадно то, что сам Михаэль воспринял эти проблемы философски, не стал срывать злость на работниках команды и не скрывал радости по поводу победы напарника. Для человека, который лез с кулаками на Култхарда в 1998 и таранил Хилла в 1994, это очень ценно.         


                          
      



     

суббота, 14 апреля 2012 г.

Честно говоря, мне хотелось бы привести в порядок мысли о ситуации в Бахрейне и осветить проанонсированный послесезонный уход Петера Заубера, но сегодняшняя квалификация уложит эти планы на некоторое время обратно в чемоданчик по той причине, что не поделиться эмоциями по поводу этой квалификации я не в силах.

Момент номер один: если бы мне кто-то перед началом сезона и даже перед началом квалификации третьего гран-при сказал, что Мерсы целиком займут первый ряд, второй поделят между собой Лотус и Заубер, а прошлогодний "поулмен" Феттель не войдёт в третий сегмент, я бы рассмеялся этому человеку прямо в лицо. Да, есть пресловутые утконосы. Да, запрещены выдувные диффузоры. Но как-то мало верилось в то, что не самые, согласитесь, значительные изменения в регламенте могут привести к падению результатов одних команд и подъёму других. Что особенно поразило - в средней группе плотность такая внушительная, что проигрыш в пару десятых может отбросить сразу на несколько позиций вниз, а безошибочный круг - привести ближе к началу стартовой решётки. Это здорово. 

Момент номер два: какие-то прогнозы относительно завтрашнего расклада вещей я давать попросту боюсь: слишком много факторов могут сыграть самым неожиданным образом. Да, безусловно, есть закономерности. В лексиконе команды Mercedes, без сомнений, фраза завтрашнего дня - "удержаться", ибо проблемы с сохранением резины для немецкой заводской команды не секрет. Ровно наоборот в стане Red Bull - вполне возможно, что Феттель, впервые не попадающий в Q3 c 2009 года, пойдёт на тактику меньшего количества питстопов плюс возможность выбора шин позволяет больше маневрировать по ходу гонки. Вне всяких сомнений, в Sauber будут так же бережно обращаться с шинами: ожидаемая многими тактика одного питстопа и впечатляющая скорость на прямых, с которыми на китайской трассе всё в порядке, позволят ждать сюрпризов от "грозы авторитетов" нынешнего сезона. Пока неизвестно, что можно ждать от Lotus, но у этой команды пока что дела с технической точки зрения обстоят явно лучше, чем в прошлом. Чего пока нельзя в полной мере заявить о пилотировании. Райкконен вкатывается, а "мистеру три поворота" Грожану это ещё только предстоит. Не стоит забывать также про Williams: субботы у них складываются пока не очень хорошо, но по воскресеньям они очень быстры. Ну а McLaren, естественно, будут оправдывать статус самой быстрой с точки зрения сухой статистки протокола машины. 

Сможет ли Росберг отстоять первую строчку? Закрепит ли McLaren нынешний успех в Кубке? Как Алонсо будет отстаивать победу? Доедет ли Феттель с одиннадцатого места до подиума? 
Все ответы - завтра. Похоже, в чемпионат возвращается конкуренция во всей своей абсолютной красе.