среда, 11 июля 2012 г.

Сильверстоун.

Слава Богу, с Марией ситуация постепенно нормализуется, а это значит, что можно перейти к обсуждению событий Гран-при.

Во-первых, на дождевой квалификации произошло то, что в начале сезона было невозможным: в Q2 не попал Дженсон Баттон. Очевидно, что за британцем со времён Бахрейна тянется шлейф проблем, которые он пока не в состоянии решить. Более того, гонка показала не только не самую лучшую, мягко говоря, форму чемпиона 2009 года, но и не лучшие кондиции команды вообще. Мартин Уитмарш с открытым от изумления ртом наблюдал, как обе машины борются за места в конце десятки: и Дженсону, и Льюису элементарно не хватало скорости. Посмотрим,   как будут развиваться события в McLaren дальше, но то, что происходит сейчас, отдалённо напоминает деградацию Lotus в прошлом году, с разницей лишь в том, что команда из Энстоуна внедрила неудачную новинку, а несколько решений команды из Уокинга были заблокированы FIA после ГП Китая. Что характерно, официальных протестов со стороны McLaren не поступало, а верифицировать легальность новинок навряд ли сейчас возможно. 

Во-вторых, мы имеем обратную ситуацию в Ferrari. Оба пилота чувствуют себя всё увереннее и только стратегия Фелипе Массы не позволила тому забраться на первый с 2010 года подиум, а Алонсо опять столкнулся с разрушением шин на последнем круге. Несмотря на это, в Маранелло должны быть довольны. Заезд обоих пилотов в большие очки позволил Ferrari разом обогнать McLaren и Lotus и взлететь на вторую строчку. 

В-третьих, на первой так и остаётся Red Bull, и, судя по всему, ситуация в команде более чем стабильная. На подиумы приезжают оба пилота, причём каждый из них смотрится вполне боевито. Когда Себастьян Феттель находится не на самой благоприятной для себя позиции, его неудачи компенсирует Марк Уэббер, который в этом сезоне смотрится пока, прямо скажем, здорово. Вот и в Сильверстоуне Марк уверенно провёл весь уикенд, а на последних кругах "дожал" Алонсо и одержал вторую в нынешнем сезоне победу. В команде Марком довольны, и на днях стало известно, что он остаётся в Ред Булле как минимум на год. 

Что касается остальных команд, то там расклады следующие. Lotus опять финишировали обеими машинами в больших очках, на сей раз без подиума. Занесём в копилку быстрый круг Кими Райкконена и прорыв Романа Грожана с последнего места на шестое после вынужденного питстопа на старте. Williams и Sauber продолжили выяснять отношения, на этот раз не поделили место на трассе Перес и Мальдонадо. Итог: первый сошёл, а второй приехал вне очков и был оштрафован в денежном эквиваленте, как и Камуи Кобаяши, проехавшийся по ногам собственным механикам. А вот Бруно Сенна сработал более грамотно, отыграв на старте несколько позиций и "дожав" Хюлькенберга в конце, вынудив его ошибиться и остаться в итоге без очков. Такая же участь постигла и Пола ди Ресту, который вылетел на старте и, после двух пист-стопов подряд, окончательно сошёл. 

У аутсайдеров всё по-прежнему. Пилоты Toro Rosso пока ощутимо недотягивают до Альгерсуари и Буэми и штампуют неяркие выступления, который уикенд подряд оставаясь без очков. В Caterham после впечатляющих пятничных результатов всё вернулось, похоже, на круги своя: непопадание во второй сегмент и пилотирование далеко от пределов очковой зоны, а в этот раз даже одним пилотом: Виталий Петров в прямом смысле заглох на старте. Пилоты Marussia и HRT финишировали там, где и должны были финишировать. Строго по рангу. 
   

пятница, 6 июля 2012 г.

Грядёт Гран-При Великобритании, а это значит, что нас ждёт ещё одна очень интересная гонка на исторической трассе, но говорить, к сожалению, в последние дни приходится не об этом, а об обратной стороне Формулы 1 и автогонок вообще. Обратной стороне, которая, к сожалению, иногда даёт о себе знать.

Третий день в искусственной коме находится Мария де Вильота, тест-пилот Marussia, по сообщениям различных источников, в критическом, но стабильном состоянии. Третий день многие, кто так или иначе связан с Формулой, начиная от экспертов, заканчивая болельщиками, толкуют о причинах аварии. Почему гонщица наехала на этот злополучный грузовик, который находился очень далеко от импровизированной "трассы" на территории аэродрома? Почему профессиональный пилот не смог сориентироваться на, казалось бы, элементарных аэродинамических тестах на прямой, где скорость едва превышала 50 км/ч? 

К сожалению, точные причины этого мы узнать пока не можем, а в противном случае не узнаем вообще. Однако, вне всяких сомнений, мы имеем дело с самым тяжёлым с точки зрения увечий, нанесённых пилоту, инцидентом, пожалуй, со времён гибели Айртона Сенны. Да, ещё свежа в памяти авария Массы, но пилот сумел восстановиться. Так же и Панис, Хаккинен, Вендлингер. Здесь же, судя по всему, о продолжении (вернее, о её фактическом начале) карьеры не может идти и речи ввиду тяжести этих самых увечий.

Даже если не разбирать подробно детали инцидента, он, безусловно, ставит на повестку дня множество вопросов. Первое. Совершенно точно обозначилась проблема нехватки тестов. Многие из нынешних пилотов, при существовавшем пункте регламента, в выделенные дни оттачивали по пятницам практику вождения болида. Таким образом, тестер мог спокойно заменить боевого гонщика, выбывшего по ходу сезона. Так, например, Феттель заменил Скотта Спида и, в отличие от американца, смог заработать очки. А Роберт Кубица, если бы не дисквалификация, мог сделать это в самой первой гонке, где тот приехал на восьмом месте. Второе. В данном случае мы имеем дело с пилотом, который толком-то и не управлял болидом Формулы 1, за исключением единичного тестирования болида Renault R29. В Валенсии, когда стало ясно, что Тимо Глок не может выступить в гонке, оказалось, что заменить его некем, потому что у де Вильоты попросту нет суперлицензии. Оказалось, что роль тест-пилотов команд-аутсайдеров сводятся к тому, чтобы привлекать дополнительные спонсорские средства. Третье. Совершенно недопустимо, на мой взгляд, проведение тестов на площадках, которые к трассам имеют отношение чуть большее, чем никакое. В конце концов, почему этот грузовик оказался там, где он, собственно, оказался? И почему всё-таки тесты проводились на территории аэродрома? 

Не хотелось бы сейчас кидать все камни в огород команды, которая сейчас переживает настоящую трагедию. Но совершенно точно можно подчеркнуть, что корни её относят к вышеназванным проблемным точкам, которые стоит адресовать FIA. В любом случае, хочется пожелать Марии скорейшего выздоровления.